Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
В дошкольном учреждении созданы необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, с целью ее реализации, с учетом возрастных особенностей детей создана материально-техническая база.
Материально-техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда детского сада находится на достаточном уровне в соответствии с ФГОС ДО и соответствует всем требованиям СанПиН.
Учреждение располагается в двухэтажном здании, построенному по типовому проекту, блочная постройка, площадью 4157,6 квадратных метров. Рассчитано на 254 места, три возрастные группы, что соответствует нормативу согласно "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" (СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г.)
Центральное отопление, водоснабжение, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Здание оборудовано приборами учета потребления воды, электрической энергии, тепла. Тепловой режим в ДОУ соблюдается. Учреждение обеспечено необходимыми помещениями в соответствии с санитарными требованиями; необходимой мебели для данного числа воспитанников. В целях безопасной работы детский сад оснащен тревожной кнопкой с выходом на пульт 01, установлена АПС.
Территория ДОУ (площадь 11771 м²) ограждена металлическим забором, имеет наружное освещение и видеонаблюдение.
Дошкольное учреждение располагает групповыми комнатами со спальнями и приемными, музыкальным залом, спортивным залом, бассейном, кабинетом заведующего, методиста, психолога, логопеда, медицинского персонала, пищеблоком, прачкой. Все имеющиеся помещения и площади максимально используются в педагогическом процессе.
Характеристика предметно-развивающей среды в групповых помещениях
Учитывая направления, обозначенные в новых нормативных документах, (Закон РФ об образовании и ФГОС ДО) были предприняты меры по анализу и корректировке образовательного пространства в ДОУ. В настоящее время ведется работа по созданию условий для внедрения ФГОС ДО. Но уже сейчас можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда групп — содержательно-насыщенна, трансформируема (предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации), полифункциональна (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: ширм, матов, мягких модулей, детской мебели и т.п.), вариативна (наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей); доступна (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности) и безопасна (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).
Педагогический коллектив заботится о сохранении и развитии материально — технической базы и создании благоприятных медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Среда обновляется с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. Создается видеотека.
Образовательная среда детского сада свободная, комфортная, доброжелательная, многообразная, развивающая, воспитывающая, располагающая к общению, обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Состояние материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, предметно-развивающей среды позволяет осуществлять образовательный процесс в соответствие с современными требованиями.
В музыкальном, спортивном зале и бассейне находится необходимое оборудование для совместной деятельности с детьми.
Развивающая среда ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает:
а) Физкультурно-оздоровительную работу с детьми:
- Спортивный зал.
- Физкультурные уголки во всех группах.
- Кварцевые лампы для групповых и специальных помещений.
- Спортивные комплексы.
- Прививочный кабинет.
- Открытая спортивная площадка на воздухе.
- Бассейн.
- Необходимое оборудование.
- Условия для занятий секций обучения спортивной игре баскетбол, элементам каратэ, спортивной гимнастики.
В целях повышения физического воспитания и оздоровления детей в ДОУ работает медсестра со специальным образованием, врач-педиатр детской поликлиники № 3. Медицинский персонал аттестован, медицинский кабинет ДОУ лицензирован.
б) Познавательное развитие ребенка:
- Игровые модули.
- Библиотека детской литературы в методическом кабинете и мини-библиотеки на группах.
- Видеоаппаратура, аудиоаппаратура, аудио и видеозаписи, наглядные пособия, игры и пр. для развития речи.
- Условия для занятий в шахматно-шашечном кружке и обучения английскому языку.
- Экологические уголки в каждой группе.
- Центр экспериментальной работы (глобусы, микроскоп, коллекции минералов, муляжи и др.)
- Огород, цветники, экологическая тропа.
- Площадка дорожного движения.
в) Художественно-эстетическое направление работы:
- Музыкальный зал (фортепьяно, музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор, ширма для кукольного театра, наборы разных видов театров, наборы кукол, декораций, фонотека, музыкальные инструменты, игрушки), дидактические игры.
- Наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов и пр. для изобразительной деятельности и ручного труда.
- Выставка детских работ.
- Условия для работы театрализованного кружка, обучения игре на детских музыкальных инструментах, изостудии, хореографии.
г) Социально-личностное развитие детей:
- Уголки эмоциональной разгрузки в каждой группе.
- Психологические игры по социально-эмоциональному развитию,
- аудиокассеты, психолого-коррекционные игры, библиотека.
- Мини-музей «Русская изба», «Кукольная страна».
- Уголок России в каждой группе.
- Уголки природы, трудовой деятельности.
- Центр ОБЖ (макеты дорожного движения, дидактические и настольные игры).
д) Коррекционно-развивающее:
- Изолированные кабинеты логопедов, психолога.
- Уголки для коррекционной индивидуальной деятельности.
- Пособия для обследования и осуществления
- деятельности с детьми разных возрастных категорий.
- Уголки песочной игротерапии.
Условия питания и охрана здоровья воспитанников
Питание в МБДОУ г.Орла организованно в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями ( в том числе для детей- инвалидов и детей с ОВЗ). Разработано 10—дневное меню, предусматривающее наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов, мясных и молочных продуктов (ежедневно), рыбы и выпечки. Ежедневно заносятся все продукты в ведомость контроля за рационом питания, для анализа и корректировки. Ежедневно проводится бракераж скоропортящейся и готовой продукции, отслеживаются сроки, условия хранения и реализации поступающих в ДОУ продуктов. Для контролирующих ДОУ организаций подсчитываются белки, жиры и углеводы и энергетическая ценность в килокалориях. Ежедневно проводится витаминизация третьего блюда витамином — С. Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность. Питание 5 разовое. Контроль над организацией питания осуществляет медицинская сестра ДОУ.
Создание условий в ДОУ для инвалидов и лиц с ОВЗ
Произведен текущий ремонт в группах, положено асфальтовое покрытие при въезде на территорию ДОУ.
Приобретено оборудование для логопедических кабинетов:
- набор методических материалов для развития и коррекции восприятия «Тактильные ладошки», «Знакомство с формой», «Знакомство с цветом», «Предметный мир в картинках», «Свойства предметов»; для логопедических групп:
- песочные «планшеты»,
- напольные дорожки с различным рельефом и текстурой.
На центральном входе ДОУ для доступа в здание инвалидов планируется установка кнопки вызова ответственного сотрудника.
Предметно-развивающая среда групп ежегодно пополняется новым игровым оборудованием. Размещение пособий, игрушек в доступном месте в соответствии с ростом детей, пополнение групп новым материалом, соблюдение принципов построения развивающей среды: полифункциональности, вариативности, трансформируемости, — все это способствует реализации общеобразовательной программы, ФГОС.
Дошкольное учреждение располагает техническими средствами обучения. Для использования ИКТ к услугам педагогов компьютер, ноутбук, экран и проектор. ИКТ используют практически все педагоги МБ ДОУ как в работе с детьми, так и с родителями.
Осуществляя воспитательно-образовательную деятельность, педагоги ДОУ используют учебно-методическую литературу и научно-популярные публицистические издания, такие как «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель», «Управление ДОУ», «Старший воспитатель», «Музыкальный руководитель», «Справочник педагога-психолога».
Методический кабинет в этом году пополнился методической литературой, теперь в наличии и использовании 1.267 книг. Повышая профессиональную компетентность, педагоги приобретают необходимую литературу, которая хранится на группах ДОУ.
Осуществлять инновационную деятельность в ДОУ позволяет обновление и укрепление материально-технической базы.